Если отказали тормоза.
29-03-2016, 08:28 | Метки:
Если отказали тормоза.

«Автомобиль – это объект повышенной опасности» - часто именно с этой фразы начинается теоретический курс вождения. Это означает, что все водители должны быть крайне внимательны не только к дорожной обстановке и другим участникам движения, но также и к техническому состоянию своего автомобиля. И целью подготовки к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения вовсе не является нагнать страха на новичка. Напротив, целью теоретического курса является сделать его морально готовым к большинству неожиданностей, случающихся с автомобилем на дороге. Но, увы: научиться быстро и эффективно справляться с различными нештатными ситуациями на дороге можно лишь только на собственном опыте, который не всегда бывает удачным.

Лопнувшее колесо, неожиданно заглохший двигатель, поломка коробки передач – все это кажется лишь досадными мелочами, если во время движения вдруг «провалилась» тормозная педаль. После обнаружения отказа рабочей тормозной системой главной задачей водителя является незамедлительная остановка автомобиля без столкновения с различными препятствиями и другими участниками движения. На практике же, это бывает сделать очень непросто. Обо всем об этом и поведем речь в дальнейшем.


Причины отказа рабочей тормозной системы.

Хотя, многие современные автомобили оборудованы целым рядом систем и устройств, позволяющих избегать серьезных поломок тормозной системы, все же полезно будет узнать об основных причинах ее отказа.

Самые распространенные причины потери работоспособности тормозной системы - это течь жидкости из гидропривода и заклинивание штока тормозного цилиндра. Реже причиной отказа тормозов являются некачественные или изношенные тормозные колодки и накладки. В некоторых случаях отказ тормозной системы провоцируется перегревом ее рабочих механизмов в результате длительного спуска или неправильной установки тормозных накладок, колодок, неправильной регулировки стояночного тормоза или ступичных подшипников. Нередко причиной отказа и полного износа тормозной системы является и стиль вождения. Например, при постоянных резких разгонах и торможениях или перегрева при скатывании автомобиля на тормозах с затяжного спуска.

Самая коварная поломка – это течь. Внешне она проявляется падением уровня жидкости из бачка главного тормозного цилиндра и небольшими потеками под автомобилем по ходу тормозных магистралей от ГТЦ к колесам. Обычно течь происходит из мест соединения тормозных трубок с регуляторами тормозных сил и колесными тормозными цилиндрами. Редко, но возможно появление течи из самих контуров по причине их повреждения, коррозии или потертости. И хотя во многих моделях легковых автомобилей тормозные контуры проведены в кузовных выштамповках и закрыты защитой, все же возможно их повреждение о камни, бордюры и другие дорожные неровности в результате небрежной езды. Нередко трубки контуров могут перетираться в результате вибрации. Особо уязвимые места тормозной системы – это резиновые тормозные шланги, которые передают давление жидкости к колесным цилиндрам. Не исключен их обрыв и растрескивание, особенно в местах соединения с металлическими деталями.

Появление сильной течи сразу же заметно по провалу тормозной педали и уходу жидкости в бачке ГТЦ к нижней отметке. А под местом утечки на асфальте под автомобилем сразу же обозначаются невысыхающие влажные пятна, похожие на потеки масла. Более коварны утечки жидкости в различные скрытые полости узлов и агрегатов. Так, в частности, крайне трудно диагностировать утечку жидкости из ГТЦ в корпус вакуумного усилителя тормозов через изношенную резиновую манжету. Нередко бывают утечки и в полость тормозного барабана через изношенные тормозные цилиндры. Массивная утечка жидкости будет заметна сразу. Как правило, наблюдается сильное падение её уровня в бачке ГТЦ, резкое снижение эффективности торможения, появление необычной мягкости или провал тормозной педали, а также образование влажных лужиц под автомобилем с характерным запахом. Другое дело – незначительная течь, которая не менее опасна по следующей причине. Дело в том, что даже самая незначительная утечка тормозной жидкости провоцирует разгерметизацию тормозной системы. Через место течи в нее неизбежно попадает воздух. В результате в контурах образуются воздушные пробки. Они затрудняют передачу давления от педали тормоза к рабочим тормозным механизмам, резко снижая эффективность торможения. Первый признак воздушной пробки – «ватная», неинформативная тормозная педаль и увеличивающийся тормозной путь. Самый простой способ диагностирования течи и попадания в систему воздуха – протереть рукой или сухой чистой тряпкой по нижней поверхности тормозного цилиндра, мест соединения контуров с тормозными механизмами. Если на руке или тряпке остались следы маслянистой жидкости с характерным запахом, значит необходимо срочное устранение причины протечки. Для диагностики «завоздушивания» системы необходимо открыть крышку бачка ГТЦ и попросить помощника несколько раз нажать до отказа на тормозную педаль. Если при этом в жидкости будут заметны мелкие пузырьки воздуха, значит, причина найдена и теперь необходимо удалить воздух и устранить причину его появления.

Другие причины, которые прямо или косвенно могут послужить полной потере способности к торможению – замасливание колодок, сильный износ или обрыв рабочей поверхности с накладок, а также поломка педального узла. Резкое снижение эффективности торможения вплоть до полного отказа может наблюдаться при сильном замасливании тормозных колодок в результате утечки масла через изношенные ступичные сальники, когда через полуоси начинает «гнать» трансмиссионное масло. Все это усугубляется тем, что поломка может быть скрыта за самим тормозным барабаном. Повреждение и обрыв рабочей фрикционной поверхности с тормозных колодок и накладок может случиться в зимнее время, а также в результате применения некачественных или контрафактных материалов. В зимнее время при длительной стоянке возможно отсыревание тормозных деталей с последующим примерзанием к рабочей поверхности тормозных дисков и барабанов. В такой ситуации, при резком трогании с места возможно повреждение или даже обрыв накладок и как следствие – полный отказ тормозной системы. Обрыв накладок чаще случается на полноприводных автомобилях, когда на каждое колесо передается крутящий момент. Чтобы избежать повреждения накладок в зимнее время рекомендую трогаться с места очень плавно. Плавно продолжать движение, избегая резких разгонов до полного разогрева и расклинивания тормозных механизмов.

Если отказали тормоза.

Как остановиться, если нет тормозов.

В случае отказа рабочей тормозной системы автомобиль не становится полностью неуправляемым, как это любят показывать во многих приключенческих фильмах. Но управление им требует от водителя предельной собранности и максимальной концентрации. Факторами, усугубляющими потерю способности к торможению, являются страх и потеря самообладания водителем, движение по оживленной магистрали с интенсивным движением, движение под уклон, скользкое дорожное покрытие, полная загрузка автомобиля, движение с прицепом или буксировка другого транспортного средства.

Первым и самым необходимым условием для успешной остановки автомобиля является полный контроль траектории его движения. Главными задачами для успешной безаварийной остановки автомобиля без потери над ним контроля является плавное снижение скорости с последующей остановкой и сохранение самообладания.

Можно сколь угодно долго рассуждать о сохранении самообладания, но в случае отказа тормозов ключ к вашему спасению находится именно у вас в руках. Зачастую отказ тормозов происходит именно на высокой скорости, при движении под уклон с загруженным багажником на трассе с интенсивным движением. Главное и ошибочноестремление водителя - немедленно остановить автомобиль во что бы то ни стало, во многом сходно со стремлением утопающего удержаться на поверхности воды. Первый шаг к устранению опасности должен начинаться не со «спасительного» рывка рычага ручного тормоза, а с предотвращения потери управляемости автомобилем, избегания столкновения с другими участниками движения и с различными дорожными препятствиями.

Если отказали тормоза.

С чего начинать торможение.

Несмотря на соблазн дернуть «ручник» при неработающих тормозах, на высокой скоростиделать этого не стоит. Использование ручного тормоза с полной блокировкой задних колес лишь усугубит ситуацию и может привести к полной потере управления автомобилем, уводу с безопасной траектории движения и столкновению на скорости с препятствием или другими автомобилями. Во избежание трагических последствий для снижения скорости многие эксперты рекомендуют использовать другие способы и органы управления.

В любой ситуации, связанной с отказом рабочей тормозной системы торможение следует начинать с двигателя. Многие из вас замечали, как теряет скорость автомобиль даже с автоматической коробкой передач, если отпустить педаль газа? Теперь эта крохотная педаль и есть ключ к вашему спасению. На автомобилях с МКПП переключение передач в нисходящем порядке позволяет существенно сбросить скорость. В экстремальных ситуациях возможно перескакивание сразу на 2 ступени вниз. Например, переключение с 5 на 3 или даже 2 передачу. Разумеется, такие переключения очень вредны для двигателя и трансмиссии, но чтобы избежать более серьезных последствий, годится и такой способ. На относительно невысоких скоростях движения до 60-70 км/ч вполне возможно остановить автомобиль лишь прибегая к торможению двигателем. Если необходимо экстренно остановиться, рекомендуется плавное (!) переключение передач с последующим глушением двигателя. Важно помнить о том, что при заглушенном двигателе на автомобилях, оборудованных гидроусилителем рулевого управления, значительно возрастает усилие, которое необходимо прикладывать для поворота рулевого колеса. Когда скорость автомобиля снизится до 15-20 км/час, можно прибегать к помощи стояночного тормоза.


Управляемый занос при отказе тормозной системы

Как уже было сказано, основными органами управления торможением являются рычаги КПП, стояночного тормоза, ключ зажигания и… педаль газа! Если вы уверенны в себе и умеете вызывать управляемый занос со смещением кузова автомобиля относительно дорожного полотна. Такой прием известен многим дрифтерам и автогонщикам, которые применяют его при прохождении поворотов на скорости. Благодаря управляемому заносу автомобиль значительно теряет скорость. Для заднеприводного автомобиля, а также автомобиля, оснащенного полным неотключаемым приводом (Full time 4 WD) управляемый занос можно вызвать резким нажатием на педаль газа с одновременным поворотом рулевого колеса в сторону заноса. На автомобиле с передним приводом занос вызывается кратковременной блокировкой задних колес рывком стояночного тормоза и смещением рулевого колеса в сторону заноса.

Такой способ торможения очень рискованный и чреват полной потерей управления автомобилем. Следует прибегать к нему только в самых крайних случаях, особенно при неизбежности лобового столкновения. Управляемый занос ни в коем случае нельзя выполнять на автомобиле, загруженном багажом и людьми, а также с прицепом.


Торможение при помощи внешних предметов.

При потере вашим автомобилем способности тормозить самостоятельно, вашими союзниками теперь становятся все те дорожные условия, которые вы обычно ругаете: дорожные неровности, выбоины, ямы, кочки, грязь, песок, лужи летом и снежные сугробы зимой. Дорожные неровности калечат колесные диски и подвеску, но позволяют существенно замедляться автомобилю даже при движении под уклон. Заезжая в глубокие лужи вы рискуете серьезно повредить подвеску, но слой грязи и воды значительно гасит скорость вашего автомобиля. Все ругают «обочечников» - наглых водителей, стремящихся объехать заторы по обочине. Теперь пришло время стать обочечником вам. При наличии свободной широкой обочины смело выезжайте на нее. Если по соседству с дорогой еще имеется поле или кустарник, тогда выезжайте в поле! Пашня и мелкий кустарник гарантированно и с минимальными потерями остановят ваш автомобиль. Важно лишь правильно преодолеть кювет без риска опрокидывания. Остановка с помощью вязкого грунта и кустарника, – в данном случае это самый безопасный вариант. Зимой с этой задачей справятся неглубокие снежные сугробы. Следует лишь помнить о том, что под ними могут находиться большие камни, столбики и другие дорожные препятствия. Если по краям дороги расположены отбойники, то экстренное торможение можно произвести и с их помощью. Для этого необходимо плавно(!) прижаться к нему бортом. Разумеется, при таком торможении «впритирку» вашему автомобилю будет нанесен ущерб, но при правильном и плавном выполнении этого маневра он будет минимальным. Другой, менее безопасный способ – торможение при помощи другого автомобиля, движущегося в попутном направлении. Если впереди вас движется грузовой автомобиль, то его задний отбойник – прекрасная возможность для вынужденного торможения. В этом случае от вас потребуется максимальное самообладание и мастерство управления автомобилем. Необходимо подать звуковой и световой сигналы, чтобы водитель большегруза вас заметил, затем контролируя скорость вашего автомобиля при помощи переключения передач и стояночного тормоза приблизиться к отбойнику грузовика и плавно упереться в него, подавая звуковой сигнал. Опытный водитель груженого автомобиля никогда не станет применять резкого торможения. Следует заметить, что ни в коем случае нельзя выполнять данный маневр, если отбойник и рама грузовика расположены выше уровня капота вашего автомобиля. Также очень важно подобрать скорость так, чтобы ваш автомобиль уперся, а не врезался в балку грузовика. Конечно, я от всей души желаю, чтобы вам никогда не пригодились вышеуказанные рекомендации. 

 

Но, помните, что все способы экстремального торможения имеют лишь теоретический рекомендательный характер. И если вы попали в подобную ситуацию, выход из нее заключается не столько в благополучных внешних обстоятельствах, сколько в вашем мастерстве и самообладании. 

 

Если отказали тормоза.

 

Новости в тему:

Как выбрать масло? Хорошее масло - это прочный двигатель
Как выбрать масло? Хорошее масло - это прочный двигатель

Экономия на моторном масле в долгосрочной перспективе не выгодна. Чаще всего, однако, проблемы, возникающие при использовании некачественного масла - это следствие суеверия, сложных описаний и классификации масел. Виновны и производители...

Изменения в ПДД с 1 июля 2015 года.
Изменения в ПДД с 1 июля 2015 года.

С 1 июля вступаю в силу изменения в правилах дорожного движения, принятые постановлениями правительства РФ от 2014 года. В чем суть изменений – далее....

Продажа подержанных автомобилей - советы специалистов.
Продажа подержанных автомобилей - советы специалистов.

Нередко случается так, когда человеку приходится столкнуться с вопросом о продаже собственного автомобиля, который влечет за собой массу неопределенностей: как выгодно продать свой подержанный автомобиль, что необходимо для этого сделать,...

Трио популярных кроссоверов: Nissan Qashqai, Subaru XV, Kia Sportage.
Трио популярных кроссоверов: Nissan Qashqai, Subaru XV, Kia Sportage.

      Семь лет назад «Кашкай» не просто взорвал рынок - он стал родоначальником класса компактных кроссоверов. «Шкода-Йети», «Мицубиси-ASX» и его французские клоны, «Рено-Дастер», «Опель-Мокка» - все они появились...

Полезное для водителя

Ваше мнение

Опрос

Как Вы обычно продаете Ваш старый автомобиль?


 
» » Если отказали тормоза.
ИнформацияВсе права защищены © 2012-2016 Счетчик PR-CY.Rank